|   |   |   |   |   |    
 

Вопросы соблюдения прав интеллектуальной собственности в России

В последние годы словосочетания «интеллектуальная собственность», «авторское право» стали понятны и интересны не только узкому кругу специалистов в области права. Вопросы, связанные с необходимостью соблюдения прав авторов, все чаще становятся предметом дискуссий, иногда достаточно острых, приобретающих особый накал и актуальность в связи с широким развитием цифровых технологий, сети «Интернет», в которой в настоящее время размещены миллионы объектов интеллектуальной собственности. Во всем мире актуальны проблемы, обусловленные необходимостью принятия эффективных, соответствующих современным требованиям мер по защите интеллектуальной собственности. Наша страна также работает над созданием оптимального законодательства по регулированию этой сферы.

Президент Российской Федерации Владимир Путин, выступая на встрече с руководством Делового саммита «группы двадцати» в рамках Петербургского международного экономического форума в июне 2013 года, обратил внимание на необходимость защиты прав интеллектуальной собственности в Интернете и социальных сетях. «Сегодня в интернете можно найти все что угодно – от инструкции по самоубийству до производства оружия массового уничтожения, от литературных произведений, на которые есть определенные права, до фильмов и анимационных произведений. На них у нас есть тоже правообладатели, которые хотят защитить эту собственность, иначе попадание этой информации в сети, в интернет лишает людей законного заработка», – сказал В. Путин .

Писатели, например, все чаще говорят о том, что скоро им придется менять профессию, поскольку незаконное распространение книг в Интернете лишает их возможности получать так называемые «потиражные», то есть выплаты от проданных экземпляров произведений. Бумажные книги стремительно теряют свои позиции среди читателей. Ситуация с незаконным скачиванием в Интернете кинофильмов была такой катастрофической, что в конце весенней сессии 2013 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Госдума) приняла Федеральный закон № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационнотелекоммуникационных сетях», который уже получил название «антипиратский».

В марте 2014 года в первом чтении Госдумой был рассмотрен законопроект, расширяющий действие указанного закона на все объекты авторских и смежных прав.

Нельзя не отметить, что стремление государства навести порядок в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности и превратить его из нелегального в легальный сталкивается с активным сопротивлением потребителей «пиратской» продукции. Из Интернета бесплатно скачивается огромное количество произведений, при этом мало кто задумывается о том, что в этом случае он занимается «пиратством», поскольку скачивает неправомерно размещенные в сети произведения.

Безусловно, в распространении «пиратства» большую роль играет экономический фактор: чем дороже легальное использование, тем активнее развивается нелегальный сектор. Правообладатели, понимая это, стремятся к созданию таких условий, в которых цена за правомерное использование была бы общедоступной, но при этом окупались бы расходы на оцифровку и распространение произведений в цифровых сетях.

Важным фактором, способствующим сокращению объемов «пиратства», является повышение правовой грамотности населения. Надо отметить, что в последние годы все чаще прослеживается желание пользователей получать произведения правомерно. При этом существует и четкое убеждение, что стоимость такого использования не должна быть высокой. Некоторые правообладатели, размещая произведения в Интернете, предлагают потребителям самим определить, сколько они готовы заплатить за его использование. Нельзя не отметить, что довольно распространенным является мнение о том, что Интернет следует сделать некой свободной от авторского права зоной и законодательно закрепить возможность размещения и скачивания произведений без согласия авторов и выплаты им вознаграждения.

Для урегулирования проблемы необходимо найти баланс между интересами всех заинтересованных сторон, который должен отразиться в национальном законодательстве. Совершенствование законодательства является составной частью и основой для борьбы с неправомерным использованием произведений. Искоренение этого зла возможно только при объединении усилий законодателя и гражданского общества в целом.

Одним из важнейших этапов развития российского законодательства в области охраны интеллектуальной собственности, который оказал огромное влияние на практику охраны прав и, несомненно, повлиял на развитие гражданского общества, явилось принятие четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), работа над которой заняла более десятилетия. Только в 2006 году Центром частного права при Президенте Российской Федерации был подготовлен проект, который после бурного обсуждения в Госдуме был принят и вступил в силу 1 января 2008 года.

Принятие четвертой части ГК РФ привело к прекращению действия Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон), который действовал в нашей стране с 1993 года и на момент его принятия являлся одним из наиболее прогрессивных европейских законов в области авторского права. В Законе впервые были закреплены многие важные для правообладателей моменты, в том числе вопросы коллективного управления правами. Принятие Закона дало возможность России в 1994 году присоединиться к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.

Следует отметить, что, несмотря на то, что до 1993 года коллективное управление правами не было законодательно закреплено, реально оно осуществлялось в нашей стране еще с XIX века.

А первым в мире законодательным актом в области авторского права считается Статут королевы Анны – закон о правах авторов и книгоиздателей, принятый в 1709 году в Англии. В нем было установлено право авторства и право предоставления разрешения на публикацию произведения в течение 14 лет. Этот срок мог быть увеличен при жизни автора еще на 14 лет, после чего произведение переходило в общественное достояние. Незаконное использование произведения объявлялось нарушением прав.

Во Франции первые декреты об авторском праве появились только в 1791 и 1793 годах, но они уже устанавливали более широкий объем прав авторов.

В России авторское право было законодательно закреплено в 1828 году в Цензурном уставе. Ему была посвящена целая глава, которая так и называлась «О сочинителях и издателях книг». Тогда же было выпущено и приложение к Цензурному уставу «Положение о правах сочинителей».

По этим документам автор и переводчик книги имели право в течение всей своей жизни пользоваться своим произведением и осуществлять его продажу. После смерти сочинителя авторское право действовало в течение 25 лет, по истечении этого срока произведения становились общественным достоянием.

Для любого автора важным всегда являлся вопрос об оплате его труда. До начала XIX века в России авторское вознаграждение выплачивалось в виде жалованья или единовременного вознаграждения.

К началу XIX века назрела необходимость создания специального положения об авторском вознаграждении при публичном исполнении произведений. Была создана специальная комиссия, которая в декабре 1809 года приняла первое в российском законодательстве положение о принципах и нормах оплаты работы авторам произведений, созданных для исполнения в императорских театрах. Этим положением устанавливались различные нормы выплат в зависимости от того, являлась пьеса оригинальной или переводной, была написана в стихах или прозе, а также в зависимости от количества актов и художественного качества произведения.

Авторское вознаграждение за оперные спектакли выплачивалось авторам музыки, которые уже из своего гонорара оплачивали работу авторов текстов. Одно из правил положения устанавливало: если автор передает пьесу для бенефиса актерам, то дирекция не только не выплачивает авторское вознаграждение, но и имеет право в дальнейшем изымать такие пьесы в свою собственность.

Однако помимо императорских театров, которых в России было не так уж много (в Москве – Большой и Малый театры, в Петербурге – Александринский, Мариинский и Михайловский, в Тбилиси – так называемый казенный театр), театры авторов не баловали и жалования не платили. Авторов такое положение не устраивало, и именно они стали движущей силой создания организации по защите своих прав. Основоположником такой организованной защиты прав авторов в России явился великий русский драматург А.Н. Островский. В 1874 году он основал первое в России авторское общество – Общество русских и драматических писателей. Вопросам авторского права А.Н. Островский посвятил более 20 лет жизни и даже разработал в нескольких вариантах Проект правил об авторском праве за драматические произведения.

Надо сказать, что обязанность выплачивать авторское вознаграждение вызвала сопротивление со стороны владельцев театров и антрепренеров. Члены авторского общества обратились с письмом к губернаторам с просьбой посодействовать их работе, однако, губернаторы не изъявили большого желания помогать авторам, поэтому было принято решение обращаться в судебные органы. Первое судебное дело было возбуждено авторами против Балагана Малафеева, самовольно поставившего пьесу «Русская свадьба». Петербургский окружной суд признал претензии авторов справедливыми.

В результате проделанной Обществом русских и драматических писателей работы к началу 1876 года уже 72 российских театра стали регулярно выплачивать авторское вознаграждение. К 1910 году количество членов этого общества выросло до 1 000 человек.

В конце 1870-х годов русское общество заключило первое международное соглашение с французским авторским обществом, которое было основано еще Бомарше. Необходимость объединения авторов для защиты своих интересов была актуальной для всех развитых стран.

В последующие годы авторские общества меняли свои названия, но основной их задачей по-прежнему являлось оказание помощи авторам в сборе авторского воз награждения за использование произведений.

Новая эпоха в защите авторских прав началась в 1973 году, когда наша страна присоединилась к международной конвенции об охране авторских прав – Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве. Это событие явилось переломным моментом, поскольку в странах – членах этой конвенции на основе взаимности впервые стали охраняться произведения российских авторов. Для реализации возможности осуществления выдачи разрешений и сбора авторского вознаграждения была создана специальная организация – Всесоюзное агентство по авторским правам (далее – ВААП), которая на протяжении многих лет являлась единственной структурой, через которую авторские права могли уступаться за рубеж и через которую авторы могли получать авторское вознаграждение.

Со временем на смену ВААП пришли еще несколько организаций, все они были государственными, но также осуществляли фактическое управление правами на коллективной основе, поскольку именно они собирали авторское вознаграждение за различные виды использования произведений. Вознаграждение за тиражирование литературных произведений для наследников авторов также могло выплачиваться только через эти организации.

Однако в 1993 году государственное управление правами прекратилось, поскольку Законом было установлено, что организации, управляющие правами авторов на коллективной основе, могут создаваться и управляться только самими правообладателями. Первым авторским обществом в современной России является учрежденное в августе 1993 года Российское Авторское Общество (далее – РАО). РАО создано авторами, управляет им авторский совет, президентом которого является выдающийся российский композитор Андрей Эшпай.

Членами авторского совета являются такие замечательные деятели нашей культуры, как А.Н. Пахмутова, Ю.М. Антонов, В.Л. Матецкий, и многие другие. В настоящее время членами РАО являются более 25 тысяч российских правообладателей. РАО заключено более 180 соглашений о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организациями, а также более 140 договоров с правообладателями – юридическими лицами.

Для осуществления прав авторов на всей территории страны в РАО создана и отлично функционирует система филиалов и представительств.

Основная задача РАО – управление правами авторов на коллективной основе. Такое управление является совершенно необходимым в тех случаях, когда авторы не могут самостоятельно реализовать принадлежащие им права.

ГК РФ устанавливает, что произведения могут использоваться только при условии заключения договора с правообладателем и выплаты ему авторского вознаграждения. Соответственно, любой пользователь перед началом использования произведения должен заключить договор с правообладателем.

Очевидно, что, например, при издании произведения автор и издатель могут договориться друг с другом и заключить необходимый договор.

Однако телерадиовещательная компания, имеющая несколько средств массовой информации и сообщающая в эфир произведения в течение 24 часов ежедневно в течение года, выполнить требования законодательства и заключить договор с авторами, в том числе иностранными, не в состоянии. Во всем мире для того, чтобы пользователи могли использовать произведения правомерно, а авторы имели возможность получать авторское вознаграждение за такое использование, и существует система коллективного управления правами. Суть ее в следующем: авторы передают полномочия на заключение договоров с пользователями созданной ими организации, которая, в свою очередь, заключает такие договоры, собирает причитающееся за использование произведений вознаграждение, распределяет его и выплачивает надлежащим правообладателям.

На практике работа по лицензированию пользователей, естественно, не так проста: к сожалению, уровень правовой грамотности пользователей не так высок, как хотелось бы.

Самый сложный период в части формирования взаимоотношений РАО с пользователями пришелся на 1990-е годы, поскольку в Законе впервые в отечественном законодательстве были определены новые категории пользователей, такие как телерадиовещательные компании и кинотеатры. До 1993 года телерадиовещательные компании могли использовать выпущенные в свет произведения без согласия авторов и выплаты им авторского вознаграждения.

После вступления в силу Закона этим пользователям было довольно трудно привыкнуть к новым правовым нормам и необходимости изменения всей системы взаимоотношений по использованию произведений. В телерадиовещательных компаниях создавались специальные службы или выделялись ответственные за формирование отчетов об использованных произведениях, предоставление которых пользователями является одним из важных обязательств, вытекающих из договоров с РАО. Кроме того, в Законе впервые была установлена норма, обязывающая выплачивать авторское вознаграждение авторам музыкальных произведений, включенных в аудиовизуальные произведения, за публичное исполнение фильмов в кинотеатрах.

В этом случае правовая ситуация немного специфическая, поскольку при заключении договора с авторами производитель приобретает исключительные права и именно он вправе распоряжаться фильмом в целом. Однако автор музыкального произведения, включенного в фильм, сохраняет право на получение вознаграждения за его публичное исполнение в кинотеатрах.

Переговоры с кинотеатрами были очень сложными и на первом этапе абсолютно непродуктивными. Они осложнялись еще и тем, что в те времена кинотеатры вообще были не в состоянии нести бремя по выплате авторского вознаграждения. Но постепенно ситуация изменилась, и кинотеатры стали возрождаться, развиваться и модернизироваться, у них появились уже иные аргументы для отказа в выплате вознаграждения. Во-первых, директора кинотеатров утверждали, что платить – это обязанность не их, а прокатчиков. Однако прокатчики не осуществляют публичное исполнение фильмов, они только распоряжаются правами на них и, соответственно, выплачивать вознаграждение не обязаны.

Во-вторых, директора кинотеатров считали, что если уж они должны платить, то только с 50-процентного валового сбора (как правило, валовой сбор от продажи билетов делится между кинотеатром и прокатчиком в размере пятьдесят на пятьдесят), и кинотеатры готовы были платить только половину установленного процента и только от своей доли. Ну и самым важным, по мнению руководства кинотеатров, аргументом являлся тот факт, что фильмы, демонстрирующиеся в кино, на 99 процентов американские, а в США кинотеатры не платят, соответственно, и в России они платить не должны.

Действительно, США является практически единственной развитой страной мира, в которой кинотеатры не выплачивают вознаграждение авторам музыки, но это связано с тем, что при заключении договора с автором музыкального произведения, включаемого в фильм, автору сразу предусматривается выплата вознаграждения за публичное исполнение произведения на территории страны. При этом в договорах специально оговаривается, что при публичном исполнении фильма за рубежом при наличии соответствующих национальных норм авторы сохраняют право на получение вознаграждения. Поскольку национальное законодательство нашей страны предусматривает такое право, соответственно, авторское вознаграждение должно выплачиваться кинотеатрами.

Чтобы разрешить эту задачу, РАО приходилось даже запрашивать американские кинокомпании и получать от них письма с разъяснениями о том, что кинотеатры в нашей стране являются надлежащими плательщиками авторского вознаграждения.

Только в конце 1990-х годов, когда в прокат вышел фильм «Сибирский цирюльник» и у кинотеатров уже не было возможности ссылаться на американское законодательство, первый договор с кинотеатром был заключен.

Однако сложности продолжали возникать практически до 2011 года.

В настоящее время почти все кинотеатры имеют договоры с РАО и выплачивают авторское вознаграждение.

Представляется, что разрешению сложной ситуации в рассматриваемой сфере способствовал и институт государственной аккредитации, который впервые в нашем законодательстве был введен в 2008 году с вступлением в силу четвертой части ГК РФ.

Государственная аккредитация общественной организации фактически устанавливает своеобразный контроль государства за деятельностью общественной организации, управляющей правами на коллективной основе.

ГК РФ предусматривает, что авторы и иные правообладатели могут объединяться и создавать организации, управляющие их имущественными правами на коллективной основе. Любая такая организация может претендовать на получение государственной аккредитации в шести сферах коллективного управления, перечисленных в статье 1244 ГК РФ. Для того чтобы получить такую аккредитацию, организация должна соответствовать требованиям и критериям, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами» (далее – Постановление).

В соответствии с Постановлением специально уполномоченный орган федеральной исполнительной власти (в настоящее время Министерство культуры Российской Федерации) не позднее чем за 95 дней до заседания Аккредитационной комиссии объявляет конкурс, и все заинтересованные в получении государственной аккредитации организации должны представить комплект документов, подтверждающих соответствие организации требованиям и критериям, установленным в Постановлении. Уполномоченный орган анализирует представленные документы и дает заключение, которое направляется для рассмотрения в Аккредитационную комиссию. На заседании Аккредитационной комиссии рассматривается презентация претендента, задаются вопросы, интересующие членов комиссии.

В Постановлении указано, что при рассмотрении кандидатов должны учитываться, в том числе следующие критерии:

- возможность осуществления функций по сбору, распределению и выплате вознаграждения на всей или большей части территории Российской Федерации, а также представительство интересов российских правообладателей на российском и мировом рынках;

- оптимальность размера суммы, удерживаемой из вознаграждения на покрытие фактических расходов заявителя по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения;

- возможность представления всем заинтересованным лицам сведений о правообладателях и правах, переданных в управление организации, а также об объектах авторского и смежных прав.

По результатам рассмотрения Аккредитационная комиссия принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной аккредитации. Министр культуры Российской Федерации на основании ее решения издает приказ о предоставлении государственной аккредитации, затем организации выдается соответствующее свидетельство.

ГК РФ устанавливает, что государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления, указанных в статье 1244, может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе. При этом организация может получить государственную аккредитацию в двух и более сферах коллективного управления (например РАО является аккредитованной организацией в двух сферах, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 1244 ГК РФ).

Поскольку государственная аккредитация предоставляет аккредитованной организации право представлять интересы не только лиц, с которыми у нее заключены соответствующие договоры, но и лиц, с которыми такие договоры не заключены, она становится фактически естественным монополистом в определенной сфере коллективного управления. Законодатель специально оговаривает, что по отношению к деятельности такой организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Аккредитованная организация действует под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти, она обязана ежегодно представлять ему отчет о своей деятельности, а также публиковать его в общероссийском средстве массовой информации.

Правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договор о передаче полномочий по управлению правами, вправе в любой момент полно-стью или частично отказаться от управления этой организацией его правами. Он должен письменно уведомить об этом такую организацию и указать перечень прав и произведений, которые подлежат исключению.

Институт государственной аккредитации появился в российском законодательстве в связи с несовершенством некоторых норм Закона, в частности, в связи с возможностью предоставления так называемой расширенной лицензии несколькими авторско-правовыми организациями одновременно.

Этот институт позволил сохранить в законодательстве расширенное коллективное управление, но сделал его ограниченным и подконтрольным государству.

Представляется, что было найдено оптимальное решение, поскольку система расширенной лицензии очень удобна как для авторов, так и для пользователей, она широко используется в ряде европейских стран, и ее отмена была бы неправильным шагом.

В августе 2008 года РАО стало первой организацией, которой была предоставлена государственная аккредитация на осуществление деятельности по коллективному управлению правами в двух сферах коллективного управления на 5 лет, а в августе 2013 года РАО с учетом отличной работы в прошедшие пять лет получило аккредитацию уже на 10 лет.

Кроме РАО, государственную аккредитацию на осуществление деятельности в разных сферах коллективного управления имеют Всероссийская организация интеллектуальной собственности (далее – ВОИС), Российский союз правообладателей (далее – РСП) и Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства.

Подводя итоги первых пяти лет работы РАО в качестве аккредитованной организации и действия соответствующей нормы Закона, можно смело говорить о том, что система государственной аккредитации оправдала ожидания законодателя. Анализ деятельности аккредитованных организаций показывает, что государственная аккредитация способствует увеличению доходов правообладателей, поскольку у пользователей нет возможности не выплачивать авторское вознаграждение, ссылаясь на наличие нескольких организаций, как, например, это было почти на протяжении десятилетия со смежными правами, охрана которых была установлена еще в Законе, но практическая реализация началась только в 2009 году, после получения ВОИС государственной аккредитации.

Благодаря государственной аккредитации РСП в нашей стране стало собираться вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.

Еще в Законе, то есть в 1993 году, было установлено, что авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях.

Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

Однако на практике эта норма Закона не была реализована, поскольку плательщики категорически отказывались выплачивать вознаграждение, также не были установлены порядок и размер его выплаты.

Благодаря введению института государственной аккредитации и принятию постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» правообладатели, наконец, получили возможность получать вознаграждение за такое использование результатов своей интеллектуальной деятельности.

Как и во всем мире, часть от сборов через специально созданный аккредитованными организациями фонд направляется на развитие и поддержку национальной культуры, помощь нуждающимся деятелям культуры и искусства, а также для поддержки талантливой молодежи.

Поскольку некоторые категории пользователей отличаются правовым нигилизмом, РАО приходится вести активную правовую работу, которую осуществляют как юристы региональных филиалов, так и представители РАО в субъектах Российской Федерации. Ежегодно по всей стране юристами РАО ведется более 4 тысяч претензионных производств, почти половина из которых впоследствии, в связи с невозможностью урегулировать конфликт путем переговоров, направляется для рассмотрения в судебные органы. Однако для РАО приоритетным является решение всех возникающих проблем с пользователями именно путем переговоров, поэтому обращения в суд являются вынужденной мерой в тех случаях, когда все иные возможности были исчерпаны. Анализ показывает, что две трети споров связаны с нарушением пользователями условий договоров, заключенных с РАО.

Иногда после направления соответствующих претензий пользователи погашают имеющуюся задолженность, иногда оспаривают ее наличие в судебном порядке.

Самыми сложными являются дела, связанные с бездоговорным использованием произведений, поскольку РАО должно доказать, что в определенном месте конкретным пользователем использовались произведения авторов, которые не исключены из управления РАО. Как правило, представители РАО осуществляют запись контрольного прослушивания в помещении пользователя, который в нарушение существующего законодательства не имеет договора с РАО. На записи обязательно фиксируются интерьер пользователя, источники звука, а также произведения, которые публично исполняются в момент контрольного прослушивания. Затем запись расшифровывается, определяются авторы и произведения, производится расчет компенсации и подается исковое заявление в суд. Но до этого пользователю обязательно направляется претензия с предложением разрешить конфликт в досудебном порядке и с информацией о том, что в РАО можно ознакомиться со всеми документами, в том числе с записью.

На начальном этапе пользователи пытались оспорить правомерность записи, осуществляемой РАО, ссылаясь на то, что она якобы сделана с нарушением законодательства об оперативно-розыскной деятельности. Между тем совершенно очевидно, что такое законодательство, регулирующее деятельность правоохранительных органов, никак не может распространяться на общественную организацию. В декабре 2011 года произошло изменение подведомственности судебных исков, заявляемых РАО. До этого все дела, связанные с нарушением авторских прав, рассматривались судами общей юрисдикции. После декабря 2011 года, в связи с внесением изменений в Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации, споры с участием организаций по управлению правами на коллективной основе стали подведомственны арбитражным судам.

В июле 2013 года начал работу Суд по интеллектуальным правам. Для дел, которыми занимается РАО, – это кассационная инстанция. Однако есть надежда, что со временем этот специализированный суд станет рассматривать подобные дела и в первой инстанции.

Создание Суда по интеллектуальным правам, в котором собраны специалисты в области интеллектуальной собственности, безусловно, является важной вехой в истории российского судопроизводства. Ранее при рассмотрении дел, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности, в судах нередко возникали проблемы, обусловленные «нестандартностью» такого рода дел для судей. Анализ работы РАО за прошедшие с момента его создания 20 лет позволяет с уверенностью констатировать, что в нашей стране ситуация в сфере охраны авторских прав значительно улучшилась. Надеемся, что не последнюю роль в этом сыграла и деятельность РАО.

Сотрудники РАО, работающие на всей территории России, уделяют много времени и внимания вопросам пропаганды норм существующего законодательства как среди пользователей, так и среди авторов, для которых также чрезвычайно важно знать о своих правах, поскольку в последние годы регулирование отношений с помощью заключения договоров с авторами на создание произведений стало привычным явлением. Сотрудники общества выступают с лекциями и докладами на разного рода семинарах и конференциях, публикуют статьи в центральной и региональной прессе. Специалисты РАО принимают активное участие и в совершенствовании законодательства, поскольку многие нормы права каждодневно на практике применяются именно сотрудниками общества.

РАО является полноправным членом мировой системы охраны авторских прав, поскольку через систему договоров о взаимном представительстве интересов представляет на территории страны миллионы иностранных правообладателей. РАО – член Международной конфедерации обществ авторов и композиторов, которая объединяет авторско-правовые организации более 200 стран мира.

В соответствии с соглашением с Всемирной организацией интеллектуальной собственности РАО является площадкой для обучения персонала авторско-правовых организаций стран, входивших ранее в СССР.

Также деятельность РАО имеет социальную направленность, поскольку вознаграждение, собираемое РАО, для авторов, является порой единственным источником дохода: привычную для всех заработную плату они получают именно в виде авторского вознаграждения.

В связи с активным развитием новых технологий и появлением новых способов использования произведений особенно важным становится наличие достаточной нормативной базы, применение которой препятствовало бы их неправомерному использованию.

Очевидно, что совершенствование гражданского законодательства неразрывно связано с повышением правового сознания всех участников рынка интеллектуальных прав. Несомненно, что общими усилиями будет найден баланс, который позволит всем сторонам удовлетворить свои интересы, а процесс защиты авторских и смежных прав в нашей стране перейдет на новый этап развития.